Баренцево море, лето 2007 года
Лето – пора отпусков, все честные граждане спешат покинуть Москву и летят на юга, чтобы насладиться теплым ласковым морем. А в это время …прижимая к себе рюкзачки с резиновыми сапогами и теплыми носками, группа людей проходила регистрацию на утренний рейс до Мурманска.
Город-герой встретил нас лучами солнца и безоблачным небом. Местные шутили: «Вам повезло, что вы застали последний из трех дней лета», дальше по прогнозам были дожди.
Вечером в Видяево нас ждал рыболовный бот, который в два захода перевозил нас, наши вещи и даже дрова на остров Шалим. Когда первая партия людей и вещей ушла, мы на минуту загрустили, ужаснувшись, что нам будет скучно ждать. Но не тут-то было, откуда-то образовались курочка с солеными огурчиками, с соседнего крейсера нам преподнесли хлеб, достали вкусные напитки, подогнали поближе плеер и открыли вечер сельской самодеятельности с песнями, плясками и традиционным банкетом.
На Шалим мы ступили счастливые и довольные жизнью, и это ощущение не покидало нас всю поездку. Долгими полярными днями нам приходилось наслаждаться прекрасной погодой — солнце светило все дни и почти круглые сутки, любоваться скупой на деревья северной природой, лазить по горам и даже купаться в ближайших озерах. Обещанных дождей мы так и не дождались, так, покапало и прошло.
Погружаться ходили, как на работу. Вооружившись пиками и сетками, шли ловить крабов и собирать ежей и гребешков. А те, кто пытались нырять просто так, ради удовольствия, или прикрывались фотоаппаратами, быстро понимали свою ошибку и присоединялись к добытчикам еды.
Крабов ловили с остервенением охотников на мамонтов: глубина 25 метров, дальше свал в темную бездну, на краю сидел краб. Я приблизилась к нему, чтобы сфотографировать, за мной подплыли Оля и Кеша, краб, заподозрив неладное, попытался убежать на спасительную глубину. В доли секунды Оля и Кеша схватили его в десяти сантиметрах от свободы. Когда Андрей с пикой в руках подплыл к нам, загонщики держали краба всеми четырьмя руками, оставалось только насадить его на пику и повести за собой на веревке как верного пса.
Главной достопримечательностью моря был рыб «Пинагор», существо с невообразимой мордой и нелепым телом. Ловили его руками, пинагор живет прилипнув к камням или листам морской капусты, так что запросто можно подплыть и почесать ему брюхо.
На берегу дайверов с добычей всегда ждали не ныряющие, но сочувствующие друзья с котелками и сковородками на перевес. Главными по кухне были Боря, Лена и Алла, регулярно поражавшие нас своими кулинарными творениями, чего только стоят жареный краб в пивном соусе, рыба в тряпке или суши с салом!
Вечером крайнего дня нам захотелось покататься на лодках – посмотреть на заброшенный Порт Владимир и на северный ледовитый океан. Теплый ветер, спокойное море, казалось бы, можно так провести хоть всю ночь. Но как только мы вышли в океан, увидели стоящий на рейде сторожевой корабль, с внушительных размеров орудиями. Вспомнив, что мы здесь на полулегальных основаниях да еще и без документов, недолго думая, мы развернули лодки и вернулись в лагерь. И вовремя, на горизонте собирались черные тучи и, спустя несколько часов, начался дождь и сильный ветер, впрочем, ненадолго.
Уезжать с острова не хотелось, все до последнего момента пытались успеть понырять, погулять, съесть еще десяток гребешков и хоть как-то оттянуть время отъезда. Но бот за нами пришел даже раньше назначенного времени, деваться было некуда, на пирсе ребят ждал автобус до аэропорта, а дальше холодная Москва, где, пока мы грелись под ласковым северным солнцем, все время лил дождь.
Но наши приключения на этом не закончились. Я, Вова и Андрей остались сидеть на пирсе, пока Мариана и Женя ездили чинить Водолазную. Их не было всего семь часов, но за это время мы узнали, что выехать и вернуться в закрытую военную часть Видяево можно всего за полкило овсяного печенья. Ну что ж, граница на замке.
А в Мурманске нас ждал еще один сюрприз — в гостинице, куда мы приехали в четыре часа утра, не оказалось горячей воды. Сил ехать дальше уже не было, а вымыться очень хотелось, поэтому регистратор выдала нам вместе с ключами от номеров комплекты переносных душей – два эмалированных ведра, кипятильники и кружки. Вот такой сервис.
Впрочем, мы не сильно расстроились, нас уже ждала река «Кола», но это уже другая история.
Майка.